главная проекты партнеры контакты
 
 

Продюсерская фирма «Постмодерн-театр» имела честь трижды выступать организатором гастролей знаменитой балетной труппы Мориса Бежара «Bejart Ballet Lausanne» - в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве.

В Москве и Санкт-Петербурге с 15 по 24 апреля 1998 года при поддержке «Альфа-Банка» состоялись гастроли балетной труппы Мориса Бежара. Публике были представлены новые работы - «Дом Священника не потерял своего очарования, а сад – своей роскоши»  (на музыку группы  Queen и В.А. Моцарта), а также балет «Метаморфозы» на музыку Джеки Глезона, Джона Зорно и Хьюга Ле Бара.  Это был первый приезд знаменитого на весь мир хореографа в Москву после 20-ти летнего отсутствия.

Впервые балетная труппа Мориса Бежара гастролировала в Петербурге (тогда еще Ленинграде) в 1987 году. Выступления звезд мировой балетной сцены были с восторгом восприняты российскими зрителями, истосковавшимися по современному балетному искусству.

«Дом Священника не потерял своего очарования, а сад – своей роскоши» - балет, премьера которого состоялась в январе 1997 года. Морис Бежар посвятил свой шедевр музыканту Фредди Меркьюри и великому танцовщику Хорхе Донну. Они оба умерли в одном возрасте - в 45 лет. Грандиозное шоу со сложной световой партитурой - танцевальный протест против «чумы XX века».

«Метаморфозы»- спектакль, премьера которого состоялась 7 февраля 1998 года в театре Верди в Италии. Балет начал оформлять Джанни Версаче, однако не успел завершить работу - ее пришлось закончить сестре модельера Донателле Версаче. В спектакле использована музыка Вагнера, Гершвина и современных композиторов. В основу либретто положен один из любимых сюжетов-антиутопий. Наша планета гибнет в результате ядерной войны, небольшая группа оставшихся в живых людей, покидая землю на космическом корабле, в последний раз танцует на обломках былого величия человечества.  В «метаморфозах» особенно поражают костюмы из шелка. После премьеры итальянская пресса буквально взорвалась  восторженными рецензиями.

В Москве  «Дом Священника не потерял своего очарования, а сад – своей роскоши», зрители увидели 17 апреля в Государственном Кремлевском дворце, а «Метаморфозы»- 15, 16 апреля на сцене Большого театра.

«На поклонах в «Саду священника» Бежар выводил артистов на авансцену, сквозь рев толпы они делали шаг на встречу залу»- Ольга Герд, газета «Известия» 18 апреля 1998  года. 

В Санкт-Петербурге балет  «Дом Священника» был показан 23 и 24 апреля в Выборгском Дворце культуры, а 21-22 апреля на сцене Мариинского театра -  балет  «Метаморфозы».

С 21 по 23 сентября 1999 года на сцене Национального Дворца «Украина» балетная труппа Мориса Бежара представила публике одноактные балеты - «Жар птица» и «Барокко Бель Канто», а также Гала- концерт и мировую премьеру нового балета Мориса Бежара «Шинель» по повести Гоголя на музыку Хьюго Ле Бара. В роли Акакия Акакиевича - солист труппы, уникальный танцовщик Жиль Роман.

«Поэзия, юмор и невероятная пластика, ирония и страсть-все это просто околдовывает. Казалось превзойти подобное не возможно. Вот где стихия танца» - Виктория Муратова, газета «Сегодня» Киев, 23 сентября 1999 год.

Морис Бежар родился 1 января 1927 года в Марселе. Бежар начал обучаться хореографии с 1941 года, а в 1944 году он уже дебютировал в балетной труппе Марсельской оперы. Однако для формирования индивидуальной творческой манеры он решил продолжить образование и переехал в Париж. С 1945 года Бежар совершенствовался у Л. Статса, Л. Н. Егоровой, мадам Рузан в Париже и у В. Волковой в Лондоне.

В начале своего творческого пути Бежар не связывал себя строгими контрактами, выступая в самых разных труппах. Он работал у Р. Пети и Ж. Шарра в 1948 году, выступал в «Инглсби интернейшнл балле» в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950—1952 годах.

В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» Стравинского.

В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета «Весна священная», поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, была принята настолько восторженно, что Бежар, наконец, решил основать собственную труппу, получившую название «Балет XX века». Ее ядром стала часть брюссельской труппы. 28 сентября 1987 года «Балет ХХ века» изменил свое название на Bejart Ballet Lausanne.

Первым из балетмейстеров Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время представления на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно.

Этот прием позволял сделать участниками спектакля всех зрителей. Дополнял зрелище огромный экран, на котором появлялось изображение отдельных танцоров. Все эти приемы были направлены не только на привлечение публики, но и на ее своеобразный эпатаж. Одним из таких спектаклей, основанных на синтезе, стали «Мучения Святого Себастьяна», поставленные в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло, а также танца в исполнении артистов балета.

Долгие годы сотрудничества связывали Мориса Бежара с Майей Плисецкой. Он поставил для нее балет «Айседора», а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений. Наиболее известен среди них мини-балет «Видение розы».

«Иногда меня вдохновляла определенная традиция, музыкальная или религиозная. Порой я отдавался течению, и часто главным было просто зрительное впечатление — похоронная процессия на пустынной дороге в самом сердце Испании, смех трех друзей в коридоре мчащегося поезда, минимум сюжета и максимум чувств. Не все удавалось, но я живу только для танца, для того, чтобы он продолжался. Чтобы танец был и занимал достойное место. Какое? Первое. Я так считаю».

Морис Бежар

Великий хореограф скончался в ноябре 2007 года.